Как появилась лайкра – легкий прочный материал
К концу 1950-x мода на образ элегантной зрелой женщины начала сходить на нет. Хотя породистые манекенщицы, ухоженные, как дорогие скаковые лошади, все еще надменно смотрели со страниц журналов "Вог", "Харперс базар" и "Харперс & Квин", их безмятежные дни были сочтены.
Как появилась лайкра?
В 1950-е появились близкие родственники нейлона - полиэстер и акрил, а также терилен. За ними было просто ухаживать, и они не боялись машинной стирки. Самым умным членом этой большой семьи была лайкра, представленная компанией "Дюпон" в 1958 г., а самым важным в группе искусственных эластичных материалов стал спандекс, или эластомер. Лайкра не содержит натуральной резины, но она легче и крепче, чем любая резина, и уже доказала свои преимущества для создания корсетных изделий и эластичных перевязочных материалов.
На рекламе лайкры 1962 г., созданной компанией "Дюпон", изображен старомодный пояс, летящий в мусорный бак, что сопровождается словами: "С этой картинки начинается революция".
Мода молодого поколения - лайкра
Новые пояса из лайкры рекламировались очень аккуратно: "Избавьтесь от диктата лишних сантиметров. Мягкие, перекрещивающиеся пояса выровняют те места, которые больше всего в этом нуждаются".
Но настоящую революцию произвела молодежная культура, зародившаяся сразу после войны. Стиляги конца 1940-х и 1950-х гг. действительно затеяли что-то похожее на переворот. Молодые люди могли носить пиджаки в эдвардианском стиле, синие замшевые ботинки и стрижку с утиным хвостиком сзади. Однако именно девушки создали тот образ, который надолго прижился в обществе. Только вспомните юбки "солнце-клеш", обтягивающие свитера, эластичные пояса, комбинации из хлопка и нейлона и, конечно, нейлоновые чулки, специально надевавшиеся наизнанку, потому что так шов выглядел ровнее, а поверх чулок - носки. Эти вещи проникли на прилавки магазинов на главных улицах, чтобы их покупали (или хотя бы мечтали о них) подростки, которые не знали, до чего неудобны подвязки.
Маленькие девочки в то время желали как можно скорее вырасти, чтобы, как их старшие сестры, делать домашний перманент, носить ночные рубашки в кукольном стиле и нейлоновые лифчики из "Маркс & Спенсер".
Тогда же появились "Лолиты". Некоторым из них карманных денег давали так много, как никогда прежде, но они не хотели покупать сладости...
К 1960 г. компания "Кайзер Бондор" руководила Бюро советов подросткам, которое помогало школьницам "решать их проблемы с нижним бельем". "Берлей", фирма по производству корсетов, получила права на продажу в Великобритании американской линии нижнего белья, разработанного специально для подростков, - "Тинформ". Лифчики для 10-, 11- и 12-летних, подвязки и пояса - все симпатичное, дерзкое и до того времени отсутствовавшее в гардеробе школьницы. Эти девочки росли, и, привыкшие к удобному красивому подростковому белью, они ожидали от взрослого белья такого же комфорта и привлекательности дизайна. Что и стало причиной того, что молодежь 1960-х вознамерилась преобразить все нижнее белье.
Лайкра в чулках
Чулки в начале 1960-х, как и предыдущие тридцать лет, были предпочтительны в бежевых тонах. Но в то время как юбки начали укорачиваться, стал меняться и цвет чулок: на первый план выходят "отпускные" чулки с оттенком загара. Бесшовные нейлоновые чулки рекламировали следующим образом: "На чулках "Лонг лайф" не появляется зацепок, они практически никогда не сползают, великолепно тянутся... у них насыщенный цвет загара..." "Бэр Брэнд" предлагал бесшовные чулки в больших упаковках: "десять одинаковых" чулок микромеш "медово-бронзового" оттенка и других цветов с блеском - вы выкидывали их, как туалетную бумагу.
Производители чулок процветали: обилие рекламы в различных СМИ, включая телевидение, означало, что продажи огромные. И станут еще больше.
Облегающие тонкие чулки плотностью всего 10 денье были специально созданы, чтобы носить их под брюки. И тут появился самый крупный соперник чулок, подвязок и резинок!
Колготки из лайкры
Театральный и балетный мир знал о колготах более ста лет - вспомните всех этих молодых актеров пантомимы в обтягивающих трико. Но только в i960 г. компания "Вулзи" произвела фурор, выставив на продажу пару толстых шерстяных колгот, сшитых по примеру детской одежды и предназначенных для холодной зимы. Однако прошло время, прежде чем идея прижилась, особенно в Америке, - пока не появилась пара прозрачных нейлоновых чулок, приделанных к плотным трусам.
Поначалу переход от чулок к колготкам шел очень медленно - многие женщины считали колготы нездоровым и некрасивым бельем. Но с модой на мини-юбки, достигшие к концу 1960-х просто микроскопических размеров, чулки, удерживавшие свои позиции в течение веков как неоспоримая деталь женского туалета, были вынуждены признать поражение. Мини-юбки покончили еще с одной демаркационной линией - пространством между верхом чулок и нижней частью трусов.
Говорят, слишком частое появление на публике ведет к безразличию...
В 1969 г. один знаменитый производитель чулочной продукции во всеуслышание заявлял в своей рекламе, что "Аннабелла не носит панталон. Она носит кое-что получше. Колготки". И девушки соглашались с таким выбором. В тот год из 470 проданных пар чулок и колгот 160 пар приходилось на колготы, и вскоре они победили. К 1971 г. продажи самых модных чулок упали до пяти процентов от общего количества чулочных изделий.
Женщины привыкли к колготам, приняли их и полюбили, хотя я помню жалобы на то, что колготы универсального размера рвутся. Бывало, что одни колготы оказывались слишком длинными - тянулись аж до подмышек, другие, наоборот, - такими короткими, что серединный шов висел где-то между колен. Но вскоре и эти проблемы удалось решить. И женщины признали, независимо от длины юбки, удобство колготок, не требующих подвязок, а пояса и корсеты были вынуждены уступить им дорогу. Колготы гарантированно аккуратно сидели, плотно обтягивая ноги под шелковыми вечерними платьями или узкими джинсами.
Худеньких, хрупких моделей вроде Твигги и Креветки (Джин Шримптон) фотографировали в наскоро сшитых туниках или платьях-рубашках, которые облегали несуществующие формы, в кружевных или украшенных ярким рисунком колготах, в маленьких туфлях с квадратными носами и перемычкой (как у выходных туфель для маленьких девочек) или в сапогах до колен.
Но какие же невероятные у них были ноги!
Они начинались от ключиц и тянулись на километры - длинные, ребяческие ноги, казавшиеся слишком хрупкими, чтобы поддерживать вес даже такого миниатюрного тела. Ноги, подобные этим, были на пике моды в 1960-е, но, к сожалению, далеко не всем женщинам они давались от природы. Вот тогда-то на помощь приходили колготы: хорошая пара полупрозрачных "умных" колготок могла скрыть множество грехов.
Поняв, что ноги стали эрогенной зоной десятилетия, Мэри Квант, блестящий дизайнер 1960-х, сумела поймать дух времени и извлечь из этого выгоду. С 1964 г. она начала заказывать цветные и кружевные колготы для своего магазина "Базар" на Кингс-роуд, а в 1967-м сама создала колготы со знаменитым логотипом - маргариткой. К 1968-му она вела целую полосу в "Санди тайме", предсказывая, что именно окажется модным в будущем.
Обычные (телесные, коричневые) колготы, да и чулки, стали ходовым товаром в самых различных торговых точках: на стойке, местном гараже и в маленькой бакалейной лавке, в писчебумажном магазине на углу и аптеке "Супердраг". Разве мог Уильям Ли вообразить, что такое возможно?
В 1970-е производилось очень много одинаковых колгот, хотя в начале десятилетия произошел небольшой спад продаж. Причиной стало то, что молодые и "молодые среднего возраста" женщины влезли в узкие голубые джинсы, а затем неожиданно оделись как американские первооткрывательницы XIX в. или русские цыганки - в длинные, многоярусные юбки с пышными нижними юбками. Это привело к тому, что в середине 1970-х исследователи "Дюпон" задались вопросом: "Что же будет с поясами?"
Для производителей лайкры очень важно было получить ответ на этот вопрос.
Им удалось выяснить, что ключевым словом для поведения женщин во всех возрастных группах, а особенно в возрасте от 15 до 35 лет, было слово "отказ". По мнению женщин, и они были правы, колготы заставляют отказаться от ношения пояса, ведь поддерживать чулки уже нет необходимости. Более того, оказалось, что женщины никогда не любили поясов и носили их только потому, что у них не было выхода. Ношение пояса было "почти что требованием закона" - вы должны, опять должны... Но сейчас, о счастье, появился выбор. Никаких рекомендаций, долой пояса. Они решили вернуться к "естественности".